Новости и исследования
05.04.2024

Соискатели стали в два раза чаще пропадать после собеседований. Исследование Talantix

В 2023 году 13% собеседований окончились гостингом со стороны соискателей: они попросту пропадали после офера или не приходили в первый рабочий день. Более чем в 2% случаев рекрутеры упускали подходящего кандидата из-за контрофера со стороны его текущего работодателя. Это в рамках совместного исследования выяснили аналитики hh.ru и облачной CRM-системы Talantix .
Эксперты проанализировали агрегированные обезличенные данные 3,7 миллиона причин несостоявшегося трудоустройства, которые рекрутеры компаний самостоятельно указывали в системе Talantix в течение 2023 года, и сравнили их с показателями 2022 года.

Гостинг участился в два раза

За последний год наиболее серьёзно изменилась ситуация с гостингом (когда кандидат пропадал после офера или не приходил в первый рабочий день). Согласно аналитике hh.ru и Talantix, в 2023 году количество таких случаев выросло на 107%, то есть в два раза. Доля таких ситуаций от общего количества причин отказов за год выросла на 4,2 процентного пункта — с 8,7% до 12,9% от всех случаев несостоявшегося трудоустройства.

Чаще всего с гостингом сталкивались работодатели из области здравоохранения и социальных услуг (18% отказов в трудоустройстве в этой отрасли связаны с таким поведением кандидатов), а также компании оптовой и розничной торговли (17,3%), девелоперы (16,5%), HoReCa (15,7%) и ЖКХ (14,2%).

Любопытно, что среди линейного и рабочего персонала гостинг наиболее распространён у автослесарей (35,8%), токарей (27,3%) и водителей (20,1%), среди белых воротничков и узких специалистов — у тестировщиков (28,3%), фармацевтов (20,3%) и страховых агентов (19,8%). А вот среди соискателей, претендующих на руководящие позиции, гостинг чаще других позволяют себе коммерческие директора (22,7%), финансовые директора (21,8%) и руководители проектов (14,6%).
Стоит отметить, что ощутимо увеличилось и количество случаев, когда кандидат просто отказался от предложения, так как ему не интересна компания или вакансия, — сразу на 69% по сравнению с 2022 годом. Доля таких ситуаций от всех случаев несостоявшегося трудоустройства выросла с 7,5% в 2022 году до 9,1% в 2023 году.

Как проверить мотивацию кандидата
«Если компания регулярно сталкивается с гостингом или с отказами со стороны соискателя, то расходы на подбор персонала, по сути, вырастают в два раза, так как поиск приходится запускать заново. Но инвестиции в бренд работодателя могут нивелировать такие кейсы. Запрос на квалифицированный рабочий персонал постоянно растёт, особенно в регионах, где сосредоточены производственные компании. У соискателей есть выбор: они рассматривают и оценивают разные вакансии как с точки зрения финансовых аспектов, так и с точки зрения ценностного предложения работодателя. Соискатели из числа производственного и рабочего персонала ценят высокий уровень компенсации и финансовую стабильность работодателя, гарантию занятости. В то же время, по данным одного из опросов hh.ru, для этой группы соискателей важны хорошие отношения с коллегами и профессиональное развитие. И когда заработные платы примерно одинаковы, для будущего трудоустройства соискатель выберет ту компанию, у которой сформирован доброжелательный, заботливый бренд работодателя», — отмечает Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix.

Кстати, такой фактор, как недостаточный уровень заработной платы, в 2023 году становился причиной отказа от трудоустройства только в 2,6% случаев — это на 0,8 процентного пункта ниже, чем в 2022 году. В то же время прочие условия работы (например, график, место, тип занятости и другое) повлияли на 8% отказов от офера, что на 1,2 процентного пункта выше показателей предыдущего периода.

«Бывшие» не отпускают

Ещё одна причина несостоявшегося трудоустройства, которая показала рекордный рост, — это контрофер, который кандидат получил от текущего работодателя. В 2023 году таких случаев оказалось на 99% больше, чем в 2022 году. Доля контроферов от всех причин отказов за год выросла на 0,7 процентного пункта — с 1,7% до 2,4%.
«Считаю, что это прекрасный тренд, пришла эпоха заботы о любимых и нужных вам сотрудниках, так как замена и вывод на эффективность новых — это долго, дорого и не факт, что получится. Говорите со своими сотрудниками, стройте планы развития, перемещайте их внутри компании — всё это позволит вам растить как продуктивность бизнеса, так и бренд компании и лояльность коллектива», — говорит Марина Хадина.

Наиболее острая борьба за соискателей при помощи встречных предложений от текущего работодателя развернулась в строительной отрасли и водоснабжении (по 4,1% от всех причин отказов), а также в оптовой и розничной торговле (3,4%). Наиболее часто контрофер получали кандидаты на позиции разнорабочих (13,6%), финансовые директора (10,5%) и учителя (8,1%).

«На одну вакансию сегодня приходится 3,5 резюме, кадровый голод испытывают все отрасли. И на этом фоне работодатели всё больше внимания уделяют удержанию своих сотрудников, в том числе и за счёт контрофера. Уверена, что эта практика будет распространяться и дальше, ведь людей на рынке больше не становится», — говорит Марина Хадина.

Компании готовы инвестировать в сотрудников

Наиболее распространённым поводом для отказа в приёме на работу по итогам 2023 года остаётся несоответствие навыков и квалификации кандидата требованиям вакансии — почти треть (32%) от общего числа всех отказов. Интересно, что в абсолютном отношении количество отказов по этой причине за год выросло на 15,3%. Однако доля несостоявшихся трудоустройств из-за недостаточной квалификации снизилась, причём сразу на 6,6 процентного пункта (в 2022 году на этот повод приходилось 38,5% отказов).
«И это хороший тренд с учётом дефицита персонала. Компании осознают ограничения и теперь всё чаще готовы брать на работу не людей с аналогичным опытом, а перспективных замотивированных кандидатов, которые быстро обучатся и будут более лояльны компании. Тем более сейчас так много инструментов для быстрого обучения. Skill-based-подход при найме и развитии персонала — уже реальность», — отмечает Марина Хадина.

Из-за несоответствия соискателя требованиям вакансии чаще всего кандидатам отказывали работодатели из добывающей отрасли (72,3% от всех причин), а также в образовательных учреждениях и EdTech (61,1%), в энергетических компаниях (61,0%).

Если рассматривать ситуацию с точки зрения конкретных профессий, то в категории белых воротничков среди лидеров оказались продюсеры (72%), SMM-менеджеры (70%) и системные инженеры (60%). Среди синих воротничков недостаточная квалификация чаще всего оказывалась причиной отказа операторам станков с числовым программным управлением (93%) и электромонтажникам (60%). При этом менее важна квалификация для разнорабочих: из-за несоответствия требованиям вакансии этим специалистам отказали только в 8% случаев.

Необходимо отметить, что такая ситуация сложилась на фоне растущего промпроизводства и высокого спроса на производственные кадры. У 47% промышленных предприятий не хватает работников, показал январский опрос Института Гайдара. Это новый рекорд уровня кадрового голода с лета 2023 года.

По данным hh.ru, количество вакансий в профессиональной сфере «Производство, сервисное обслуживание» только в январе 2024 года выросло на 23% по сравнению с январём 2023 года, а на одну вакансию приходится 3,1 резюме. В сфере «Рабочий персонал» вакансий стало на 38% больше, а на одну вакансию приходится 2,5 резюме.
Подбор персонала становится всё более сложной задачей. По данным Росстата, сегодня только 57% жителей России считаются трудоспособными (мужчины в возрасте от 16 до 61 года, женщины от 16 до 56 лет), это 83,440 миллиона человек. При этом численность населения в привлекательном для найма возрасте с каждым годом сокращается: если сегодня в стране насчитывается 11 миллионов человек в возрасте от 30 до 34 лет, то через пять лет их будет уже не более 7, 5 миллионов человек. Именно поэтому «разбрасываться» ценными кадрами — непозволительная роскошь уже сегодня, и каждый неслучившийся офер заслуживает внимательного анализа.
«Отслеживать причины отказов на регулярной основе и в динамикехорошая привычка HR, так как это один инструментов управления процессом привлечения и отбора в компанию. Причины отказоводин из любимых отчётов десятков тысяч наших пользователей, и от них мы слышим много кейсов, когда эйчары, используя эти данные, меняют условия, критерии отбора и прочее, что позволяет ускорять найм»,заключает Марина Хадина, директор по развитию Talantix.

Оставьте свои контакты, персональные менеджеры Talantix свяжутся с вами и помогут настроить подбор в Talantix
Освободите время для важных задач, а рутину на себя возьмет CRM-система для подбора Talantix

Вас также могут заинтересовать