Компании стали чаще брать на работу людей старшего возраста
Новости и исследования 03.06.2024
Российские компании стали чаще брать на работу людей старшего возраста. Исследование Talantix
Сложная демографическая ситуация в России напрямую влияет на стратегию и тактику найма персонала. Чтобы справляться с кадровой напряжённостью, компании подстраиваются под текущие реалии и меняют подходы к выбору кандидатов, в том числе к одному из чувствительных требований — возрасту. Так, за последние три года 41% российских работодателей пересмотрели требования к возрасту соискателей в сторону его увеличения, причём половина компаний — представители малого и среднего бизнеса (со штатом менее 100 сотрудников). Это выяснилось в ходе опроса*, который провели аналитики облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru).
Трудоспособного населения всё меньше
По данным Росстата за 2023 год, в стране проживают почти 146,5 миллионов человек, причём 83,4 миллиона из них — в трудоспособном возрасте, что на 2,7 миллиона меньше, чем десять лет назад, в 2013 году. При этом численность россиян в привлекательных для работодателей возрастных когортах находится в разных диапазонах. Так, россиян, рождённых с 1989 по 1993 год (первая демографическая яма 1990-х), то есть тех, кому в 2023 году исполнилось от 30 до 34 лет, насчитывается лишь 11 миллионов, это на 311 тысяч человек меньше, чем десять лет назад. Таких людей в стране сегодня в два раза меньше, чем тех, кто родился с 1974 по 1983 год (40–49 лет). Россиян 20–29 лет, то есть рождённых с 1994 по 1998 год (вторая демографическая яма), ещё меньше — всего 7,5 миллиона человек. Более того, численность этой возрастной когорты за последнее десятилетие сократилась почти на 8,6 миллионачеловек. Сегодня людей 20–29 лет в 3,5 раза меньше, чем людей пенсионного и предпенсионного возраста (50–70+ лет).
«По данным hh.ru, в апреле в России было открыто на 28% больше вакансий, чем год назад, а количество активных резюме выросло только на 7%. Из-за этого hh.индекс, который показывает количество активных резюме на одну вакансию, сейчас составляет 3,3 пункта. В стране сохраняется «рынок соискателя», а среди работодателей усиливается конкуренция за людей. В таких условиях HR-департаменты вынуждены менять модель своей работы и отказываться от стереотипов и неоправданных ограничений, в том числе — по возрасту. Пусть не очень быстро, но всё-таки эйджизм начинает отступать», — комментирует Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix.
Демография изменила подход к найму персонала
На фоне сложной социально-демографической обстановки и обострения ситуации на рынке труда российский бизнес изменил практику найма. Как выяснилось в ходе опроса, проведённого CRM-системой Talantix, сразу 52% небольших (со штатом до 100 человек) и 44% крупных компаний (со штатом свыше 1 000 человек) сегодня чаще, чем три года назад, трудоустраивают кандидатов старшей возрастной группы. В целом отношение к соискателям 40+ в лучшую сторону изменили 41% российских работодателей. Реже нанимать людей старшего возраста в последние три года стали лишь 7% компаний.
Кроме того, почти четверть (23%) опрошенных отметили, что среди трудоустроенных за последний год кандидатов преобладают соискатели в возрасте 41–55 лет (то есть рождённые с 1969 по 1983 год).
В то же время 39% компаний в своей стратегии подбора пока ещё фокусируются на найме соискателей в самой дефицитной возрастной когорте — 36–40 лет (1984–1988 года рождения).
При этом среди соискателей, которые чаще всего сами откликаются на вакансии, преобладают россияне в возрасте от 41 до 55 лет: сразу 43% компаний назвали эту возрастную когорту кандидатов самой многочисленной.
В то же время каждая пятая компания (20%) отмечает, что инвестирует в работу с начинающими специалистами и стала чаще нанимать молодёжь. Такую тактику найма выбирает почти каждый третий работодатель с численностью штата от 100 до 500 сотрудников (28%) и каждая четвёртая компания с командой более 1 000 сотрудников (23%). Также 17% работодателей заявили, что за последние три года чаще всего принимали на работу молодых специалистов (в возрасте 18–25 лет, то есть рождённых с 1999 по 2006 год).
«Многие работодатели декларируют отказ от стереотипов и заявляют, что смотрят только на профессионализм кандидата, а не на его возраст. Однако на практике даже в таких компаниях может встречаться эйджизм — например, на уровне отдельного заказчика подбора или рекрутера. Именно поэтому важно фиксировать такие случаи, а также анализировать воронку найма в разных плоскостях, включая возраст соискателей. Это позволит оценить, насколько внешний имидж компании-работодателя соответствует реальному найму, и своевременно заметить проблему. Отслеживать ситуацию максимально удобно в специальных CRM-системах для управления процессом подбора», — добавляет Марина Хадина.
Средний возраст сотрудников в каждой пятой компании составляет от 41 до 55 лет, в 41% компаний — 36−40 лет, в 27% — от 31 до 35 лет. И лишь в 9% компаний трудятся в основном люди 26−30 лет, в 2% — от 18 до 25 лет.
«Сегодня бизнесу необходимо отслеживать не только рыночный уровень оплаты труда и предложения конкурентов, но и социально-демографические тренды, изменяя в соответствии с ними тактику подбора и требования к кандидатам. Важно учитывать реальную численность трудоспособного населения, а не личные убеждения (и тем более предубеждения), связанные с тем или иным возрастом, а также применять различные подходы к привлечению и удержанию сотрудников. Мировой опыт показывает, что мультивозрастные команды — это ценно для бизнеса, потому что более опытные специалисты могут обучать молодых и наоборот, происходит обмен знаниями и практиками. Кроме того, сотрудники с большим профессиональным и жизненным опытом часто сильнее мотивированы на долгосрочное сотрудничество с компанией-работодателем и могут показывать хороший пример начинающим специалистам», — заключает Марина Хадина.
*** Опрос проводился 16.04.2024–06.05.2024, участие приняли 216 представителей компаний-работодателей из разных регионов России