Каждого третьего синего воротничка работодатели нанимают из своего кадрового резерва. Исследование Talantix
Подбор новых сотрудников становится всё более сложной, долгой и дорогой задачей: сказываются напряжённая социально-демографическая ситуация и высокая межотраслевая конкуренция. Чтобы выстраивать продуктивную тактику найма в сложившихся условиях, работодатели ведут бережную работу с человеческим капиталом: системно отслеживают, собирают и сохраняют все отклики, резюме и контакты соискателей и формируют внешний кадровый резерв — своего рода скамейку запасных. Так, большинство (75%) работодателей в России уже ведут собственную базу кандидатов. Эффективность такого HR-инструмента подтверждает статистика: некоторым компаниям с его помощью удаётся закрывать каждую третью новую вакансию, привлекая релевантных кандидатов без дополнительных инвестиций в поиск и найм. Это выяснилось в ходе опроса, который провели аналитики облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru).
Сразу 75% российских работодателей ведут внешний кадровый резерв, то есть сохраняют резюме потенциальных кандидатов с рынка труда, чтобы использовать их для закрытия вакансий в будущем. В тренде — цифровизация этого процесса: сегодня каждый третий бизнес (31% из 75%) ведёт базу внешних специалистов в специальных сервисах и CRM-системах.
Такой подход, как сохранение резюме и накопление собственной базы кандидатов, подтверждает свою эффективность. Все представители бизнеса, принявшие участие в исследовании, отметили, что закрывают с его помощью как минимум каждую десятую вакансию без расходов на пакеты услуг джоб-сервисов и потери времени на сорсинг.
«Среди хедлайнеров в работе со „скамейкой запасных“ выделяется малый и средний бизнес. Небольшие компании очень ценят внимание к своему бренду работодателя и особенно бережно относятся к расходам на подбор. Поэтому многие из организаций отслеживают каждый контакт с соискателями на рынке труда и ведут базу резюме кандидатов, чтобы повторно использовать её в будущем для закрытия потребностей в персонале, выстраивать диалог с кандидатами, которые уже знакомы с компанией. У такого подхода есть несколько плюсов. С одной стороны, команды подбора не тратят много времени на привлечение кандидатов с рынка и на выстраивание с ними коммуникаций, с другой — бизнес быстрее закрывает потребности в сотрудниках без дополнительных затрат», — рассказывает Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix.
Так, согласно опросу, небольшие компании со штатом до ста человек пользуются внешним кадровым резервом наиболее активно. Среди таких работодателей 9% закрывают по 20−30% своих вакансий в год за счёт сформированного запаса подходящих кандидатов. Ещё 9% закрывают таким способом 30−40% вакансий, а некоторым удаётся закрыть от половины до 100% открытых в течение года ставок.
Представители среднего и крупного бизнеса за счёт последовательного накопления базы кандидатов и эффективной работы со «скамейкой запасных» закрывают до 20% вакансий.
Растущая конкуренция за персонал и сложность привлечения релевантных соискателей постепенно увеличивают ценность внешнего кадрового резерва для работодателей. По данным опроса, 30% компаний из тех, кто не ведёт накопление базы кандидатов и не пользуется этим инструментом, намерены начать это делать уже в текущем году.
«Современный рынок труда — это рынок соискателя. Прошло время, когда работодатель мог свободно выбирать из сотен подходящих резюме, чтобы привлекать специалистов в компанию, требуется больше инструментов, времени и ресурсов. В том числе важно уделять внимание откликам соискателей — заинтересованных и лояльных. Чтобы эффективно закрывать вакансии, необходимо изменить сам подход к работе с кандидатами, собирать и грамотно хранить базу, формируя свой кадровый резерв. Причём касается это не только квалифицированных специалистов, но и кандидатов на линейные позиции. Именно системный подход и цифровые инструменты позволяют получить преимущество и в скорости закрытия вакансий, и в экономии бюджета, а также усилить бренд работодателя», — добавляет Марина Хадина.
Внешний кадровый резерв особенно полезен бизнесу, который работает в узкоспециализированных сферах, ищет редких сотрудников или же привлекает соискателей из дефицитных профессиональных областей. Так, используя накопленную базу резюме, компаниям удаётся закрывать каждую третью вакансию рабочего (30%) и каждую четвёртую — административного персонала (26%), а также 20% вакансий специалистов по продажам, 18% вакансий высшего и среднего менеджмента и 15% вакансий строителей. На производстве, в ИТ-отрасли и в транспорте за счёт внешнего кадрового резерва закрывается каждая десятая вакансия.
«Внешний кадровый резерв будет по-настоящему работающим инструментом только в одном случае — если резюме в нём сохраняют свою актуальность. Кандидаты со временем обновляют свои данные и контакты, добавляют новые места работы, навыки и другую информацию, и потому сохранённый архив рекрутера теряет свою ценность уже в течение нескольких месяцев. Устаревшая информация в базе соискателей замедляет закрытие вакансии. Более эффективный вариант — использование специальной CRM-системы с технологиями отслеживания изменений резюме кандидатов на джоб-сервисах и автоматического обновления данных в базе работодателя», — рассказывает Марина Хадина.
Важно и то, что рекрутинговые CRM-системы помогают работодателям соблюдать Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» при хранении информации о кандидатах. Согласно этому закону, каждый человек, резюме которого содержится в базе компании, должен документально подтвердить, что знает, какие данные о нём эта организация собирает, хранит и обрабатывает, и что он согласен на это. CRM-системы для рекрутинга позволяют безопасно и в соответствии с законом хранить персональные данные соискателей, автоматизировать получение согласий на это и избегать утечек чувствительной информации граждан.
*** Опрос проводился в апреле — мае 2024 года, участие приняли 175 представителей компаний-работодателей из разных регионов России